ЮАР - Комрадс - 2007

Поездка в ЮАР сложилась довольно странным образом - длинным двухлетним захлестом с необычного конца. Началось с того, что два года назад на форуме марафонцев обсуждались результаты марафона Comrades. На мои недоуменные вопросы знатоки рассказали, что это самый престижный в мире сверхмарафон, проходящий ежегодно в ЮАР, на который собирается и спортивная беговая сверхмарафонская элита, и масса любителей со всего света. И я, соблазнившись экзотичностью места проведения и значимостью события и дистанции, полушутя сказал, что неплохо бы попробовать... Так все и началось.

Мои беговые проекты реализовываются через один. Я пробежал одиночную многодневку по Криту - и не попал на марафон в Непал. Преодолел Тверийский марафон в Израиле - и отказался от горного марафона в Цермате. По этому правилу, бежать Комрадс было суждено.

Поездка в ЮАР была прицельная - Комрадс! Конечно, меня влекло и дыхание южных незнакомых созвездий, и самая южная точка Африки, где целуется Атлантический и Индийский океан, и дикая природа буша, но главное - Комрадс. В результате я увидел Южный Крест, побывал на мысе Кейп и съездил на сафари - но за эти суб-проекты я ставлю себе от двух до трех балов с минусом. Но за Комрадс, по гамбургскому счету, я вывожу уверенную пятерку в аттестат.

Итак, Комрадс. Название "марафон Комрадс" - только название: потому что это никакой не марафон. Классический марафон - 42 км 195 м. Пробег в ЮАР бывает на разное расстояние, но большее, нежели марафон. Существенно большее. Под 100 км. И это горы. Комрадс проводится "в один конец", из одного города в другой, точнее, так: один год "вверх" - из города Дурбан на побережье Индийского океана в горы, через год "вниз", в обратном направлении из города с замысловатым названием Питермарицбург в Дурбан. Забег "вверх" покороче, обычно 85-86 км, забег "вниз" подлиннее - 88-89. Я соблазнился бежать "вниз" - с одной стороны, полегче (так я думал), с другой стороны, подлиннее, а значит, позначительнее. Выпадал Comrades-2007. 17 июня 2007 года.

Маршрут Профиль
Трасса
Полноформатное изображение
В формате .pdf
Профиль трассы
Полноформатное изображение
В формате .pdf
Маршрут на карте Google

Два года я набирался соревновательного опыта, и за 7 с половиной месяцев до старта начал прицельные тренировки. О да, это были реальные тренировки, а не просто побегушки для поддержания духа и оздоровления тела. Был план, был график, были 10-12-15 часов тренировок в неделю и вообще, все было по-взрослому. Полгода я как правило приходил домой в двенадцатом часу ночи, ужинал и ложился спать, вставал, уходил на работу, после нее шел на тренировку, возвращался в двенадцатом часу ночи... Я сказал жене: "дорогая, я готовлюсь к самому главному ультрамарафону планеты, потерпи полгода" - и она поддерживала меня все это время.

Описание тренировок (техническая информация) >>>

Время подходило. В нужное срок зарегистрировался на сайте забега, лукаво не мудрствуя оформил туристический тур ЮАР - и... План был такой: город Дурбан, Комрадс, перелет в Кейптаун, Кейп и окрестности, возвращение. Остальное - опционально. В Дурбан я закинулся в течение 24 часов перелета. Детали - за скобками. Оставлю за скобками и первые впечатления.

Я прекрасно понимаю, что впечатления о соревнованиях интересны далеко не всем. Впечатлений много, они специфические. Я вынес их на отдельную страницу, но выдержки вы можете прочитать здесь.

в 5:23 премьер-министр провинции КваЗулу-Наталь сказал в ночь приветственные слова.
в 5:25 Мэр Питермарицбурга сказала приветственные слова.
в 5:27 южноафриканцы спели южноафриканский гимн.
Мэр Питермарицбурга достала из кармана пистолет и, зажмурившись, в 5:29:45 подняла его над головой, направив ствол к южным звездам. >>>

Комрадс похож на плаванье по океану. Спокойному, но очень большому, такому большому, что существование вашего корабля для него лишь сон, по которому вы плывете. Вве-ерх... вни-из... вве-ерх... вни-из... вве-ерх... вни-из... девя-я-я-я-я-я.-я-ятый ва-ааа-ал... Плывем, качаясь на холмах. >>>

...После пунктов питания бежишь пару сотен метров по шоссе, покрытому пакетиками из-под напитков, как грустными использованными презервативами. Предо мной 7.000 человек использовали и оставили их здесь. Все мокрое. Подошвы липнут к сладкому асфальту. Волонтеры сгребают презервативы металлическими метелками. >>>

Что народ начал уставать, я увидел к подбегая точке марафонского перегиба, перед отметкой 40 км: многие оказались в классической 35-километровой яме, печально знакомой всякому начинающему марафонцу. Кто-то освобождал желудок на обочине, а на подъемах я вдруг обнаружил, что большинство переходят на шаг  >>>

...Вот шоссе перебралось на восточный склон плоскогорья, влилось во широкополосный фривей, который начал заваливаться вниз - совсем по-другому, размашисто, длинной полосой, с наклонами на виражах, с отбойниками по краям. На восток открылся вид, где-то в сизом мареве у горизонта справа высились голубые небоскребы - это что, еще так далеко бежать? По краешку фривея тянулась вниз растянувшаяся цепочка марафонцев, муравьиной дорожкой несшая к далекому финишу свои надежды. >>>

Вот оно! Вот оно пришло. Вот ноги изжигаются болью, вот сил нет их поднимать. Как по нотам: после 70-го километра - сверхмарафонская яма ... Но жить нужно было еще 20 км, а было очень плохо и тяжело и с каждым километром становилось и хуже, и тяжелее. Такие-то пять километров вычерпали силы до дна.>>>

Обшарпанные бетонные дома. Глухие серые стены. Туннели, параллельные дороги на разных уровнях с шумом машин. Решетки на окнах каких-то лабазов. Долгая железнодорожная платформа с пристанционными безрадостными зданиями и шебуршанием городских бедняков, какой-то унылый рынок, под низкой эстакадой - жалкие столики с пирамидками фруктов и черные грустецы, разглядывающие бегунов.>>>

"Are you OK?" - "Yeah-yeah, I'm OK!" Оставьте меня в покое и дайте лежать моему телу на зеленой траве. Если случайно умру – пусть надо мной светит по ночам Южный Крест. Прямо здесь, на крикетном стадионе.>>>

Впечатления полностью >>>

После Комрадс были еще некоторые мероприятия.

Я заказал и съездил в индивидуальное "сафари" на машине за полторы сотни километров от Дурбана. Ставлю "сафари" в кавычки, потому что мероприятие убогое и ни какого отношения к сафари не имеет: это поездка на автомобиле (из которого нельзя выходить) по кольцевому шоссе на территории заповедника с остановками пофотографировать из окна силуэты животных где-то на пределе видимости. Конечно, можно сконструировать настоящее путешествие по африканской дикой природе, но это отдельная и специальная задача, выполняемая самостоятельно, а не с помощью турфирмы и, очевидно, стоящее другие деньги.

Затем я перекинулся на самолете в Кейптаун, где меня встретил и опекал сотрудник местной обсерватории Алексей Князев, без чьей помощи я бы был лишен многих впечатлений. Город Кейптаун и вообще Капский полуостров понравились гораздо больше - а почему? потому что здесь типичное и любимое мною средиземноморье: и по климату, и по ландшафту, да и сам город европейский. Между прочим, здесь проводится еще один известный сверхмарафон - Два Океана. Но на него я не поеду.

Мы съездили к Мысу Доброй Надежды, а по Столовой горе я сделал одиночный трекинг. Не буду, однако, расписывать это подробно.

Трекинг по Столовой горе (карта) >>>

Капский полуостров (карта) >>>

Фотографии >>>

Разоблачение заблуждений

  1. Про "сафари" я уже рассказывал выше. Профанация, а не сафари.
  2. Столовая гора выглядит "столовой" только с одного ракурса - со стороны Столовой бухты. Дальше на юг она представляет собой вполне традиционный хребет с соответствующим рельефом.
  3. Мыс Доброй Надежды - НЕ самая южная точка Африки, самая южная точка Африки - мыс Игольный километрах в двухстах восточнее Кейптауна. Я там не был. Именно там соединяются Атлантический и Индийский океаны. Более того, даже на Капском полуострове самая южная точка - мыс Кейп.
  4. А вот солнце и луна ходят по небу действительно в другом направлении!

Наверх